Назад: Глава 7 Вверх: оглавление
II
Разум и сексуальность
8. Факты
... и правдивый вымысел
Я не знаю его - оно безыменное - это слово, еще не сказанное,
Его нет ни в одном словаре, это не изречение, не символ.
Нечто, на чем оно качается, больше земли, на которой качаюсь я,
Для него вся вселенная - друг, чье объятье будит меня.
Уолт Уитмен, «Песня о себе» (перевод Корнея Чуковского)
Для Фрейда
детская сексуальность была неустанным поиском «разведданных».
Вожделение к информации не замещало собой вожделение к физическому
удовольствию; оно его дополняло. Сексуальность с самого начала ищет
язык, чтобы объяснить себя, пишет детский психолог Адам Филлипс, толкуя
Фрейда, а опыт, переживаемый телом, вдохновляет на новые слова, на новые
«теории» и «истории».
В эру цензуры Фрейд поддерживал
предоставление детям этого языка: информации об их частях тела и
соответствующих процессах, о том, откуда дети берутся и как они родятся.
Его наследники - отцы «сексуального обучения» Прогрессивной эры -
задались целью спасти детей от невежественности и неосмотрительности,
навязываемых викторианством - большей частью в форме родительской
«сдержанности», и в течение двадцатого века открытости становилось так
или иначе больше.
Теперь, на заре двадцать первого века, когда
СПИД все еще угрожает, а дети и подростки нуждаются в информации больше
всего, направление течения переменилось в пользу того, чтобы говорить им
меньше. Нам явилась стратегия цензуры, «переодетая» в совет родителям
говорить больше, принять на себя роль первых сексуальных учителей для
своих детей. Вот вам «семейная ценность», которую может поддерживать
мейнстримный секспросвет, что-то такое, с чем никто, и в последнюю
очередь его консервативные антагонисты, не будет спорить. Но эта
кажущаяся безвредной, дружественной к родителям идея вряд ли будет иметь
эффект, дружественный к детям. Я не могу отделаться от подозрения, что
противники сексуального образования на основе школ с радостью осознают,
что произойдет в случае, если задача сексуального образования будет
целиком спихнута на семьи: почти никто не будет ее выполнять.
Опросы
подтверждают это подозрение. Родители говорят правильные слова:
большинство из них согласны, что сексуальное просвещение должно быть их
работой. Но когда дело доходит до сексуальных слов, не многие
оказываются способны их говорить. Среди 1001 родителя, опрошенного в
1998 году Национальной ассоциацией коммуникации, секс был предметом, при
котором они чувствовали себя «наименее в своей тарелке, обсуждая его»
со своими детьми. Дети обнаруживают похожую неловкость и часто оценивают
усилия своих родителей менее щедро, чем их мамы и папы, вероятно,
хотели бы надеяться. «Паттерн, бросающийся в глаза прежде всего, -
разница между родительским и подростковым восприятием» домашних
разговоров о сексе, писала социолог Джанет Кан в 1994 году. Когда она
опросила оба поколения в одних и тех же семьях, оказалось, что подростки
неизменно помнят меньше тем этих разговоров, чем их родители.
Национальное когортное исследование подросткового здоровья 1998 года
нашло, что более половины подростков считают, что родители неплохо их
понимают. Плохая новость состояла в том, что почти половина из них
полагала, что мама и папа «врубаются» не совсем либо едва ли вообще
«врубаются». То же исследование обнаружило, что 85 процентов матерей не
одобряют, если их подростки совершают половое сношение, и сообщают эту
свою ценность своим сыновьям и дочерям. В таких условиях не из каждой
мамы получается наперсница сексуально активного юного человека, которой
можно задать любой вопрос.
Даже про сексуально «прогрессивных»
родителей нельзя сказать, что у них нет никаких проблем. В конце 1960-х
годов, когда моя мама начала намекать, что неплохо бы мне поставить
диафрагму, мне не особенно-то нужна была диафрагма. Но, вместо того
чтобы объяснить ей, что, хотя я спала со своим молодым человеком, я
оставалась «физиологической девственницей», я яростно объявила ей во всю
мочь моей глотки, что это не ее «собачье дело». Как ни похвальны
защитные родительские инстинкты, а интимные сексуальные отношения по
обоюдному согласию, в том числе между несовершеннолетними, - дело
приватное.
Дети усваивают в своих семьях их отношение к любви, к
телу, к авторитету и равенству; они воспитываются в терпимости и доброте
или в их противоположности в своем доме. Некоторые живут в семьях,
достаточно спокойных, уверенных в себе для того, чтобы обсуждать всю
«подноготную» секса. Но огромное большинство усваивает ее из окружающего
мира. В Уганде, как сообщила «Денвер пост», широко задуманная
национальная кампания просвещения в вопросах СПИДа просила сельских
жителей преодолеть свою скромность и «говорить начистоту» со своими
детьми. Выражая свой скепсис по поводу такого ожидания, автор репортажа
указала на то, что «матери во всем мире находят трудным разговаривать со
своими детьми о сексе». Но у африканцев, сообщила она, уже был обычай,
обходящий родительское смущение. Одна зимбабвийская мать объяснила:
«Тетушки с детьми разговаривают».
Хотя подростки говорят людям,
проводящим опросы, что желали бы большего обсуждения секса со своими
родителями, я полагаю, что, если бы у них был такой выбор, они предпочли
бы обсуждать его с тетушками. Можно приписать это табу инцеста: дети не
хотят знать о сексуальной жизни своих родителей, а с момента, когда у
них, в принципе, может появиться своя, обычно не хотят, чтобы мама и
папа знали о ней. Вот почему сто лет назад было изобретено «сексуальное
обучение». Сексуальные педагоги - те самые «тетушки», только теперь «по
профессии».
Есть тут настоящие сексуальные педагоги? Если есть,
встаньте, пожалуйста. Мама и папа с детьми не разговаривают, и, как мы
видели в Главе 5, тетушки на федеральном финансировании тоже не
разговаривают - за исключением чтения по бумажке: «Просто скажи "нет".
Выйди замуж». Куда подростку податься? В книжных магазинах и библиотеках
плачевно мало книг советов по сексу и отношениям, которые являются
всеобъемлющими, секс-позитивными и которые не скучно читать, несмотря на
то что спрос на них отчаянный. (На сайте amazon.com, который продает
сотни тысяч названий книг, книги, подобные живой, прикольной, ничего не
стесняющейся «It's a Girl Thing» Мэвиса Галланта, неизменно набирают
рейтинги продаж в первых тысячах даже спустя годы после своей первой
публикации. Как написала одна юная читательница в своем отзыве: «Лучшая
книга из когда-либо мною прочтенных!») Некоторые журналы для
девочек-подростков предлагают неискаженную информацию о контрацептивах и
половом здоровье, но их послания автономии и принятия своего тела
портятся вызывающими у читательниц комплекс неполноценности фотографиями
худых моделей, статьями о диетах и общим редакционным уклоном в сторону
помешанности на мальчиках. Редакторам также связывают руки угрозы
рекламного бойкота со стороны религиозных консервативных организаций;
именно такой бойкот окончательно добил «Savvy». Для мальчиков, которые,
согласно издательской «житейской мудрости», ни об отношениях, ни о самих
себе не читают, в продаже нет почти ничего.
Факты
К
счастью, как раз тогда, когда источники информации о сексе иссякали в
таких «приземленных» учреждениях, как государственная школа и
издательство, они стали множиться в киберпространстве, где ребята и так
уже привыкли читать. Дешевая и широко открытая Всемирная паутина стала
предлагать изобилие остроумных, передовых, позитивно относящихся к
удовольствию, заслуживающих доверия, дающих утешение, дружественных к
пользователю сайтов о сексуальности для ребят и созданных ребятами, так
же как и не предназначенных специально для юных посетителей, но полезных
для всех занимающихся сексом или думающих о том, чтобы им заняться. (На
самом деле на момент написания книги две лучшие из недавних книг
сексуального образования представляют собой компиляции содержимого
сайтов: «Книга ответов "Иди спроси у Алисы"» с одноименного сайта
Колумбийского университета и «Deal with it!» с gURL.com.)
Да,
любой двенадцатилетний с минимумом компьютерной грамотности может быстро
«докликать» до фотографии мужчины в акваланге, заставляющего женщину с
ампутированной ногой заниматься анальным сексом с морским огурцом (ну,
морской огурец будет закрыт черным квадратиком, пока не введешь номер
кредитной карточки). «Да черт, я выхожу в Сеть и вижу такое, от чего
чувствую себя амишем!» (Amish - член крайне консервативной
американской секты менонитов - «амишей» - прим. перев.) - воскликнул
член группы не слишком стыдливых агитаторов, называемой «Шлюхи более
безопасного секса». Но в своей работе внештатного сексуального педагога
этот человек - Роб Йегер - поощряет ребят отыскивать всю сексуальную
информацию, которую они только могут найти. И он знает, что они ее могут
найти - актуальную и нецензурированную - в Сети.
Поскольку
веб-сайты «сегодня здесь, а завтра далече», назвать какой-либо
секспросветовский «киберканон» невозможно. Вместо этого я назову
несколько конкретных сайтов, существующих на момент написания книги, в
качестве образцов того, каким должен быть хороший ресурс.
Подробная, игривая, эгалитарная
«Иди
спроси у Алисы», сайт о сексе и здоровье Колумбийского университета,
поддерживаемый полудюжиной авторов, периодически консультирующихся с
врачами университетской клиники, отвечает на сотни вопросов в день,
задаваемых волнующимися «первопоцелуйчиками», неопределившимися
бисексуалами и бисексуалками, подростками, зараженными ВИЧ и желающими
избежать заражения, девственниками, девственницами и влюбленными, еще не
испытывавшими оргазм, из более чем пятидесяти стран.
«Мне 16 лет
и меня никогда не целовали и у меня так много вопросов об этом, но я
очень волнуюсь по этому поводу потому что боюсь, что все сделаю не так, -
пишет пользовательница под ником Психанувшая от Первого Поцелуя. - В
каком возрасте девочек обычно целуют? Когда ты кого-то целуешь, вы оба
двигаете языками одновременно? А куда ты двигаешь свой язык? Черт меня
это сводит с ума. А потому что я никогда никого не целовала, я боюсь
встречаться с парнем потому что если он психанёт когда я скажу ему,
что меня никогда не целовали, а, если он расскажет куче народу, я буду
чувствовать себя такой дурой.»
Спокойная, развеивающая тревоги и
авторитетная, Алиса отвечает: «Нет нужды мандражировать по поводу своего
первого поцелуя - чем более расслабленной ты будешь, тем больше
удовольствия доставит это событие тебе и твоему везучему
партнеру. Не видит Алиса никакой нужды и в том, чтобы рассказывать
любому потенциальному партнеру свою историю поцелуев - или отсутствия
оных».
Характерно обстоятельная и необидно юмористичная, Алиса
затем переходит к более конкретным советам по поцелуйной практике. Она
дает решительный отпор попыткам определить, что есть нормальное
поведение, несмотря на то что «Нормален (нормальна) ли я?» сквозит во
многих вопросах, задаваемых ей и каждому из остальных «экспертов»
(особенно в извечных вопросах о мастурбации, размере пениса и
гомосексуальности). «Каждый поцелуй будет немного особенным, в
зависимости от многих вещей, как например кого ты целуешь, как ты к нему
относишься и что происходит во время поцелуя, - пишет она. - Целование
не является наукой».
Ценности Алисы - это ценности демократии,
равенства, коммуникации и обоюдного согласия: «Твой язык, скорее всего,
встретится с языком того человека, и это будет отправная точка для вас
обоих: сообразить, что приятно друг для друга и что доставляет и не
доставляет неприятных ощущений». Хотя она не раздает медицинские или
поведенческие рецепты без врача, вопросы о половом сношении или
анальном, оральном сексе сопровождаются советами по безопасному сексу.
Информация о контрацепции и абортах, тестировании на ЗППП,
гомосексуальности, профилактике и лечении СПИДа, а также о сексуальном
насилии размещена по всему сайту, как и ссылки на другие ресурсы.
Секс-позитивная, «натуралистичная»
Как
и Алиса, и как лучшие школьные учителя и тексты, сайты сексуального
образования высшего качества сочетают реализм в отношении вероятности
несовершеннолетней сексуальной активности с энтузиазмом, но не
подначиванием, в отношении секса - своего рода позиция в пользу
сексуального выбора. Этот баланс великолепным образом выражен на главной
странице сайта чикагской взросло-несовершеннолетней Коалиции за
позитивную сексуальность и в ее слогане «просто скажи "да"»:
«Просто
Скажи Да означает иметь позитивное отношение к сексуальности -
гомосексуальной, гетеросексуальной или бисексуальной. Это означает
говорить "да" тому сексу, которого ты хочешь, и "нет" тому сексу,
которого ты не хочешь. Это означает, что нет ничего в тебе плохого или
странного, если ты решаешь заняться сексом, и нет ничего в тебе плохого
или странного, если ты решаешь им не заниматься. Ты имеешь право делать
свой собственный выбор и право на то, чтобы другие уважали твой выбор.
Секс доставляет удовольствие, когда все, участвующие в нем, настроены на
него и когда они имеют информацию, необходимую для того, чтобы
заботиться о себе и друг о друге.»
Даже несмотря на то что они
поддерживают такие широко открытые ценности, многие из этих сайтов о
сексе вывешивают предупреждения, что их обсуждения могут быть местами
«натуралистичны» (целью этого может быть успокоение беспокойных мам и
пап или не в меру рьяных политиков или федеральных агентов).
Подразумевается под этим то, что информация достаточно подробна, чтобы
быть полезной для кого-то, кто намеревается ее таки использовать.
Поэтому, в отличие от преподавателей воздержания-плюс, которые могут
учить пользованию презервативом при помощи вечнотвердого банана, или от
преподавателей только-воздержания, цель которых - сделать так, чтобы
слово «презерватив» ассоциировалось с чем-то настолько противным и
ненадежным, что школьники и думать забудут обо всей этой ужасной
«пенетрации», дизайнеры страниц о безопасном сексе исходят из того, что
презерватив будет надет на пенис, который затем будет вставлен в
телесное отверстие другого человека. Эти сайты в обязательном порядке
обсуждают ключевой - и слишком часто игнорируемый - компонент
пользования презервативом: смазку, которая делает это профилактическое
изделие более приятным по ощущению и менее способным рваться. На сайте
«Просто Скажи Да» анимированный вялый пенис встает, чтобы принять свою
резиновую шляпу, надеваемую чьими-то руками, затем снова становится
вялым, и все повторяется до бесконечности. «Возбудись», - советует текст
под анимацией, отмечая еще одну важную деталь: что пенис должен быть в
состоянии эрекции, прежде чем презерватив на него наденется. Данный
орган, кстати, выглядит здоровеньким, но не пугающе большим.
Юная духом, понимающая и желающая помочь
Не
менее важными в интерактивной вселенной Сети являются чаты между
ребятами и личные истории, представленные на многих сайтах. На сайте
gayplace.com, поддерживаемом силами Проекта для подростков ГЛБТН (что
означает геи, лесбиянки, би, трансгендеры и «неопределившиеся»)
«SAFETeen» «Джейсон: история любви, решимости, надежды и смерти»
рассказывает автобиографическую (и, возможно, приукрашенную) историю
четырнадцатилетнего «невинного, юного [мормонского] мальчика ...
стремящегося понять меня самого и мою сексуальность», влюбившегося в
своего двенадцатилетнего товарища по скаутскому отряду по имени Джейсон.
За несколько месяцев их «отношения расцвели в мощные узы любви. Мы
стали единым целым - духом, душой и - достаточно часто - телом». Будучи
выгнан из дому, Джейсон ударяется в бега, становится порноактером и в
конце концов убивает себя. Мелодрама, наверно, но, судя по количеству
подобных историй, наличествующему в Сети, стрела, бьющая прямо в сердца
страдающих от изоляции гомосексуальных и лесбийских ребят и девчонок. Из
общего числа молодых людей, совершающих попытки суицида, оцениваемого в
пять тысяч человек в год, 30 процентов составляют геи, лесбиянки и
отчаянно «неопределившиеся».
Чат на форуме Коалиции за позитивную
сексуальность «Давай поговорим», не зная стеснений, обсуждает всё,
начиная от садомазохизма («Окей, вот вопрос. мне интересно было бы стать
сабом, а потом возможно рабом. кто-нибудь из вас знает какие-нибудь
сайты по этой теме? чтоб была в основном информация, не порно») до
мольбы о помощи от религиозного мальчика, которому «крышу сносят мои
гормоны», вопящего: «Есть какая-нибудь таблетка, которую можно принять,
или еще что, чтобы полностью остановить это либидо или хоть как его
обуздать?» Он получил всего один практический ответ: «Всё, что я могу
сказать: не ешь острое».
gURL.com, онлайновый журнал для
девочек-подростков, основан двумя женщинами, которые ушли во взрослость
не настолько далеко, чтобы забыть ту боль и унижение («Эти Гадкие
Чувства»), но и ту сладость, которые означает быть девочкой-подростком,
включая открытие сексуальности. Помимо предоставления точной и полной
информации о таких физических предметах, как клитор и вагинальные
выделения, интерактивная «Серия о сексуальности» в этом журнале бросает
вызов тирании массовых СМИ в отношении сексуальных вкусов и ожиданий
юных людей. «В мире думания о сексе сексуальным может быть что угодно, -
писали веб-мастерицы в одном из выпусков. - Об этом бывает трудно
помнить, когда тебя бомбардируют образами и всем таким из окружающего
мира, старающимися указывать тебе, "ЧТО ЕСТЬ СЕКС(УАЛЬНО)"». Среди того,
что написали посетители на странице, посвященной поцелуям, было,
например, «Целовать веки [человека] - тоже прелесть».
Одно из
изданий, выходящих как на бумаге, так и в виде пикселей, называется
«Sex, Etc.» (www.sxetc.org) - это отмеченный наградами информационный
бюллетень, издаваемый для подростков подростками под эгидой Сети
образования для семейной жизни в Университете Ратгерса (государственном
университете штата Нью-Джерси). Обсуждая разнообразные вопросы от
открытого усыновления («открытым» усыновлением/удочерением называется
такое, при котором биологическая мать (и, возможно, отец) заранее
знакомится с приемными родителями, предполагая, что будет общаться с
ними и после передачи ребенка и что от ребенка не будут скрывать
обстоятельства усыновления - прим. перев.) до родительского согласия на
аборт, от депрессии до того, может ли мастурбация «как-то тебе
повредить» (ответ, вкратце: нет), это хорошо написанное, красиво
оформленное издание находит верный баланс между неуверенностью и
компетентностью, между ощущением и фактом. Его расово, сексуально и
экономически разнородная редколлегия обеспечивает широту диапазона
выражаемых мнений и языка, на котором эти мнения выражаются.
Анонимная
Хотя
взрослые развесили знаки «ОПАСНОСТЬ» по всем закоулкам
киберпространства, онлайновый мир на самом деле является одной из самых
безопасных сексуальных зон. Если юная особа имеет склонность испытать
свои «клавиатурные способности» в киберсексе, она может
экспериментировать с сексуальными позами и фантазиями, не беспокоясь о
беременности, ЗППП и даже, большей частью, об эмоциональной
вовлеченности. Если становится «слишком горячо», она может вежливо
откланяться или просто удалить чересчур страстного ухажера.
Та же
анонимность, которая придает киберсексу его текучесть и безопасность,
служит «смазкой» и для распространения сексуальной информации.
Анонимность его корреспондентов, обычно отмечаемая флагом принципиальной
опасности Сети, избавляет детей и подростков от опасности испытывать
чувство стыда, выглядя неуклюжими или стремными, распутными или излишне
скромными. Вопросы, которые практически невозможно задать лично, легко
задаются «виртуально». Один мальчик спрашивает Алису об этикете
орального секса, а конкретно о том, кончать ли в рот девушки и как об
этом говорить [с ней]. Он завершает свое письмо такими словами: «Я
понимаю, что этот вопрос может показаться довольно-таки детским, но к
кому еще я могу обратиться?» Ответ Алисы: «Обсудите это заранее. Потом,
когда настанет большой момент, скажи: "Куда ты хочешь, чтобы я кончил -
тебе в рот или куда-то в другое место?.. Я скажу тебе, когда буду на
грани... или пролаю... или как-нибудь еще"». Алиса поздравляет автора
письма с тем, что он достаточно зрел для того, чтобы быть столь
внимательным к своей партнерше.
Можно даже не говорить о тех
постингах, ответы на которые могут спасти юного человека больше чем
просто от стыда. «Мой молодой человек меня бьет». «Я занимаюсь сексом за
деньги и хочу знать, надо ли пользоваться презервативом каждый раз».
«Мои родители ненавидят меня за то, что я гей. Я хочу убить себя». Во
Всемирной паутине одинокие могут быстро найти дружеское общение;
несведущие - полную понимания, неморалистическую поддержку и жизненно
важную практическую помощь. В лучшем случае испытывающий нужду мальчик
или девочка может найти сообщество родственных душ, пытающихся
справиться с маргинализированной сексуальной идентичностью, с насилием
или «изнасилованием на свидании», с враждебными родителями или
депрессией - и занести его в «закладки» на следующий раз.
Обильная, доступная
Многие
взрослые аргументируют свою позицию тем, что во Всемирной паутине
слишком много сексуально откровенных материалов - в виде порнографии.
Спору нет, ее там предостаточно. Вредит ли она несовершеннолетним,
которые на нее смотрят? Я задала этот вопрос специалисту по
конституционному праву и автору книг Марджори Хайнс, которая изучила
соответствующую литературу, вероятно, тщательнее, чем кто-либо в
Соединенных Штатах. Ее ответ (изобилующий свойственными юристам и ученым
оговорками): «Насколько мне известно, существует очень мало
психологических исследований влияния просмотра порнографии на детей. И в
той степени, в которой вообще можно говорить о научных доказательствах в
социально-научных исследованиях, мое мнение таково, что не доказаны
какие-либо широко распространенные или предсказуемые неблагоприятные
психологические эффекты от просмотра порнографии несовершеннолетними».
Мои собственные исследования той же литературы, как бы скудна она ни
была, привели меня к тому же выводу. Порнография не вредит своему
зрителю, и, особенно в случае юного человека, пытающегося определиться
со своей сексуальной ориентацией, может помогать исследовать фантазии и
подтверждать, что у других людей такие же вкусы.
Но порнография
предлагает лишь один вид информации: рудиментарные образы физических
частей и перестановки их показа и контакта, благословенно свободные от
оценочных суждений (если не считать «совершенных сисек Джессики» и
т.п.). По моему мнению, проблема с сексуальной информацией в Сети - не в
том, что ее слишком много, а в том, что слишком мало из того, что есть,
действительно годится. Это то, что Дэвид Шприц, школьный компьютерный
кудесник из Бруклендвилля, штат Мэриленд, нашел, когда в конце 1990-х
годов вышел в Сеть в целях разведки ресурсов по сексуальности для своих
одноклассников. По ключевым словам «сексуальное здоровье» его глазам
предстала некоторая информация о СПИДе и ВИЧ, которая, по его мнению,
могла тинейджеров запугать, несколько хороших страниц для геев и
лесбиянок и обилие рекламы средств, помогающих в сексе, в основном от
импотенции. «Одно из беспокоящих меня наблюдений», - писал он, было в
том, «что даже из сайтов, кажущихся полезными для тинов, было очень мало
хоть как-то затрагивающих такие темы, как коммуникация или отношения».
Всё, что он нашел в этом плане, был проект «Teen Love Connection»,
организованный двумя шестнадцатилетними, но это было нечто, более
похожее на «игру в свидания или "бар для желающих познакомиться"», чем
на источник информации. Когда он задал вопрос «Как узнать, влюблен ли
я?» (между прочим, крайне часто задаваемый вопрос у тинейджеров), ответа
он не получил. Шприц пишет с милой скромностью: «Кажется, хорошо, что
мне это было не особенно нужно знать».
И наконец, то, что есть в
Сети, слишком многим ребятам просто недоступно. В то время как процент
американских домохозяйств с доступом в Интернет переживает бурный рост, а
территория, покрытая Интернетом, быстро ширится, параллельно с этим
ростом существует стойкий, даже расширяющийся расовый, этнический и
экономический «цифровой водораздел». По состоянию на август 2000 года,
более половины американских домохозяйств имели компьютер, а в Интернет
выходили 41 процент из них. Но менее четверти негритянских и
испаноязычных домохозяйств были подключены к Интернету - этот разрыв
между ними, с одной стороны, и американскими семьями европейского и
азиатского происхождения, с другой, увеличился за предшествующие два
года. Неудивительно, что уровни доходов также отражаются на неравенстве в
доступе к Сети. В то время как более чем у трех четвертей домохозяйств с
доходами более пятидесяти тысяч долларов в год были аккаунты на доступ к
Интернету, из зарабатывающих менее пятнадцати тысяч долларов они были
всего у 12,7 процентов, а из зарабатывающих от пятнадцати до двадцати
пяти тысяч - у 21 процента. Государственные и финансируемые из частных
источников усилия по подключению к Интернету школ и библиотек в бедных
районах могут мало что сделать для сексуального образования, в любом
случае. Ибо под давлением политиков и местных общин многие из этих
учреждений установили у себя фильтрующее программное обеспечение, а
Конгресс ввел это как обязательное требование для каждого компьютера,
находящегося в госсобственности, доступ к которому имеют
несовершеннолетние. Подобные фильтры, как мы видели в Главе 1, блокируют
ту самую информацию, которая могла бы предотвратить беременность или
заражение ВИЧ или помочь ребенку или подростку выпутаться из
неравноправных отношений. Чтобы получать факты, ребятам нужна свобода.
Правдивый вымысел
Еще
одним наблюдением Фрейда было то, что, когда фактическая информация
недоступна или в нее трудно поверить, сексуальный импульс ребенка
обращается к изобретению объяснительных «теорий». Детская сексуальность,
комментирует Адам Филлипс, «частью принимала форму жажды к связному
рассказу, к удовлетворяющему вымыслу».
Такие рассказы являются не
просто заменой истины. Так как столь значительная часть сексуальности
кроется в «зазорах» между телом и тем, что может быть сказано о нем в
учебниках, эти изобретения также являются истиной. Дети нуждаются в двух
видах информации: в «фактах» и в правдивых «вымыслах», в историях и
фантазиях, несущих в себе смыслы любви, романтики и вожделения.
Задача
этой книги - не в том, чтобы истолковывать сексуальность в коммерческой
культуре на рубеже двадцать первого века. Достаточно сказать, что
образов эротического - мириады и что они достаточно сложны, чтобы
позволять критикам порицать недостаток сексуального «реализма» и в то же
время переизбыток откровенности на ТВ в прайм-тайм и в продукции
Голливуда, включая такие «подростково-сексуальные» (teen-steam) драмы,
как «Бухта Досона», «Баффи - истребительница вампиров» и «Фелисити».
Телевизионный секс действительно «нереалистичен» в одном смысле: в нем
нет толстых, или инвалидов, или даже прыщавых (даже старики красивы),
никто не вытаскивает презерватив в пылу страсти - а страсть почти всегда
пылкая. С другой стороны, юные персонажи этих программ занимаются
«реалистичным» сексом практически на полную ставку, включая неуклюжие
поцелуи, паузы, чтобы спросить разрешения (в «Фелисити»), нежелательные
беременности и, само собой разумеется, измены, разбитые сердца и
«разборы полетов» после секса, с завидной регулярностью.
И все
же, несмотря на изумительное количество сексуальных шуток и историй,
качество этого продукта однообразно, как тяжкий труд: «либо
романтическая поздравительная открытка ... либо ужасный, зверский акт
агрессии», как охарактеризовал скудное меню Голливуда критик Стивен
Холден. Ассортимент рекламы столь же скуп - оставляет потребителям
желать переселиться в совершенные тела, занимающиеся совершенными
соблазнениями, подобно купальщикам Кэлвина Кляйна, целующимся и
ласкающимся под водой и не нуждающимся в том, чтобы вынырнуть и
подышать.
Наверно, как и от порнографии, от Голливуда и
популярной музыки следует ожидать не многим большего, чем сырых
элементов фантазии, оставляющих зрителю или слушателю наполнять их
чувствами. У меня самой первым текстом по сексуальному образованию,
который я расшифровывала (не всегда успешно) в больших объемах вместе с
моей лучшей подругой по шестому классу, был «Пейтон-плейс». Несколькими
годами позже я корпела над более поучительным, но по-своему не менее
мелодраматичным, «Пентхаусом», оставленным на достаточно видном месте
той на зависть светской семьей, в чьем современном, увешанном
произведениями искусства доме я работала нянькой. Конечно, как и все
остальные люди в развитом мире двадцатого века, целоваться я училась по
кинофильмам.
Но если бóльшая часть коммерческой культуры говорит
на языке эротического, как турист, неуклюже листающий разговорник, есть
что-то еще, что дети могут прочитать и увидеть. В школе сексуальное
образование несомненно можно интегрировать в программу обучения как
единое целое, не только в биологию и «уроки здоровья». Если сексуальное
образование - образование в том, как говорить и чувствовать, а не только
делать, тогда его следует относить к тому, что теперь называется
словесным циклом. Я предложу здесь краткий, хотя и едва ли полный,
список рекомендуемого чтения.
За их «высокую частоту
сердцебиения» я рекомендовала бы не только сверхканоничных поэтов,
подобных Шекспиру и Донну, но и Уитмена, этого переполненного радостью
демократа любви, Эмили Дикинсон, прятавшую свою страстную тоску между
мазками загадочных строк, и современных поэтесс - таких, как Мюриель
Рукайзер, Эйдриенн Рич и Соня Санчес, поющих каденции тела, в то же
время ведя хронику борьбы за то, чтобы уравновесить достоинство с
вожделением, равенство с неотразимым пленом любви и секса.
Чтобы
удовлетворить подростковую жажду романтических историй, издательская
индустрия штампует тысячи романов о «молодых взрослых» (young adult
novels - можно перевести как «романы О молодых взрослых» или «романы ДЛЯ
молодых взрослых». В этих романах речь идет о «молодых взрослых» (в
возрасте 20 лет+/-) или - чаще - о «подростках» (в возрасте 12 лет и
старше). Такая терминология повелась с 1802 г., когда британская
писательница и критик детских книг Сара Триммер определила как «книги
для детей» (books for children) книги для читателей младше 14 лет и как
«книги для молодых (юных) людей» (books for young persons) книги для
читателей в возрасте от 14 до 21 года. «Библиотечные службы для молодых
взрослых» (Young Adult Library Services) Американской библиотечной
ассоциации определяют «young adults» как лиц в возрасте от 12 до 18 лет.
Носители английского языка иногда употребляют словосочетание «young
adults» вместо «adolescents» и вне этого контекста, чтобы подчеркнуть
свое уважение к данной возрастной группе. Ср. с нынешним («ооновским»)
определением «ребенка» - прим. перев.). Но эти романы повторяют примерно
один и тот же сценарий (как его вкратце изложил продавец в моем местном
книжном магазине, бывший в течение двух лет членом жюри, присуждающего
премии за романы о молодых взрослых): «Он меня пригласит на бал? Нет, не
пригласит. Я умру. Да, пригласит. Я спасена! Что мне надеть?» Но ведь и
литературная классика пухнет от мелодрам. Кэти и Хитклифф в «Грозовом
перевале» не вполне соответствуют этой вашей идеальной ролевой модели
эгалитарных любовных отношений, зато что касается вожделения, тоски и
страсти - ух! Флоберовские описания свиданий мадам Бовари могут быть
непонятны многим тинейджерам. Но не волнуйтесь. Они могут объесться
предвкушением и фрустрацией, ревностью и обманом, отчаянием и экстазом
запретной любви (не говоря уж о той одежде) не хуже, чем сериалом «As
the World Turns».
Язык эротического, как и само эротическое,
может быть утонченным или грубым. «Когда писатель не бьет в точку при
помощи "неприкрытого" языка, он отсылает читательницу обратно в самое
себя, чтобы она обнаружила похожие сложности», - комментирует поэт и
учитель Бэрри Валленштайн. Он рекомендует, за ее прикрытую
сексуальность, поэзию Элизабет Бишоп. Чак Вахтел, романист и
преподаватель писательского мастерства, превозносит «неприкрытый» язык,
который он называет «обычным, домашним языком эротизма», как например
похабные шутки и песни его детства итальянского мальчика еврейского
происхождения из рабочего класса, которые звенят и сквозь его
собственные произведения. В классной комнате, говорит Вахтел, ему
постоянно напоминают о вечно живой способности эротического искусства
«знакомить нас самих с нами самими», в чем, несомненно, заключается
неувядаемая притягательность «Ромео и Джульетты» во многих ее
перевоплощениях.
Для меня все беспокойства по поводу того, чтобы
подвергать детей воздействию сексуальных материалов до того, как они к
этому «готовы», были развеяны, когда я наблюдала за тем, как искрометный
поэт и импресарио Боб Холман преподавал отрывок из стихотворения Сафо
об эротической ревности шести- и семиклассникам на школьном литературном
фестивале. Дети всё поняли - поняли экстравагантное смятение чувств,
«выжатое» в несколько бодрящих строк - достаточно для того, чтобы
сочинить свои собственные подражательные строфы. А для тех юных, кто не
готов к вызову «взрослой» литературы, конец 1990-х годов оставил
несколько редких работ для юных читателей, исследующих нюансы любви и
сексуальности с мощью, юмором и стилем. Одним из замечательных авторов
является хиппи-сюрреалистка Франческа Лиа Блок, чья героиня одноименного
романа Уитзи Бэт описывает при помощи того цветистого многословия,
которое многие юные читатели, вероятно, ценят: «Поцелуй про яблочный
пирог "алямод" (с мороженым - прим. перев.) с ванильной сливочностью,
тающей в жаре пирога. Поцелуй про шоколад, когда ты не ела шоколад целый
год. Поцелуй про несущиеся мимо пальмы, тянущиеся розовые облака, когда
вы гоните по шоссе, шипя шампанским. Поцелуй про прожектора,
раздувающие небо, и вздымающееся море, орошающее, словно слезы, ваши
ноги снизу доверху».
Изобразительное искусство раскрывает двери
столь же широко, если не шире, для чувств и тайн сексуальности. Картины
могут быть в буквальном смысле эротичными, с телами в чувственном или
религиозном экстазе или боли. Но им не обязательно быть фигуративными,
чтобы приводить в движение разум и чувственность. Когда Вэналин Грин,
ребенок из рабочей семьи, увидела и написала свои первые живописные
работы, это было откровение. «Искусство дало мне язык для вещей, которые
я не могла бы почувствовать другими способами», включая сексуальные
вещи, говорит Грин, которая теперь является удостоенным премий
видеохудожником и профессором в высшей школе Чикагского института
искусств, часто исследующим сексуальность в своих работах. Энн Эйджи,
художник по керамике в возрасте сорока с лишним лет, описывает с
фотографической точностью воспоминания платье своей матери, висевшее в
складном саквояже на чердаке. «Это были великолепные бирюза и зелень,
водянистый узор, шелковистое», - сказала она мне. В возрасте четырех или
пяти лет «я часто поднималась наверх, расстегивала саквояж и смотрела
на платье, и прикасалась к нему, и нюхала его. Оно было прекрасно, и
особенно, и тайно. У меня еще не было слов для этого, но я думаю, что
именно тогда я впервые поняла, что такое секс».
Это всё
незаменимые для развития опыты. Но с тех пор как школы стали
утилитарными, организуя свои учебные планы для производства
высокооплачиваемых специалистов по компьютерным наукам завтрашнего дня,
гуманитарные науки и искусства стали вытесняться из программы. И когда
религиозные фанатики, подобно минным тральщикам, обыскивают публичные
библиотеки в поисках каждого слова «грудь» и каждого слова «трахать»,
каждой сцены мастурбации или секса, за которыми не следует божья кара, и
заменяют их своими сухими проповедями о воздержании, они не лишают
детей эротической информации. Вместо этого они оставляют младшее поколение наедине с широким, но лишенным глубины ломтем сексуальных образов - с голливудской чушью «щенячьей любви» и изнасилований, с бездушными соблазнениями ситкомов и с безразмерной спандексной красивостью MTV. Есть смысл предложить им альтернативу.
Способствует ли чтение Джейн Остен снижению подростковой беременности? Или повышению оргазмического потенциала? Один из рецензентов этих страниц беспокоился, что данная глава написана слишком «понаслышке», что я не представила достаточно сильных доказательств секспросветовской ценности литературы и искусств. Говорят, исследования показывают, что прослушивание музыки Моцарта улучшает успехи школьников в математике, что, предположительно, помогает им становиться этими самыми будущими техномиллионерами (может быть, я являюсь статистической аномалией, но я в детстве Моцарта слушала, а с математикой у меня очень туго). Так что, наверно, исследования есть; признаюсь, я их не искала. Но основная мысль этой главы несколько иная: что удовольствия художественного эроса самоочевидны, и также кажется самоочевидным, что богатое воображение является душой хорошего секса.
Правые, как это с ними часто бывает, хорошо это понимают. Их реакции на все эти художественные выставки, которые они считают вредными для несовершеннолетних, не являются пустым беспокойством. Искусства опасны. Именно поэтому художники и поэты сидят в тюрьме при каждом репрессивном режиме на свете. Ничего нельзя поделать с тем фактом, что подвергнутый мукам Христос на картине эпохи Возрождения, томный, как любовник в посткоитальном измождении, способен вдохновлять на запретные мысли. Или что «Ромео и Джульетта» заслуживает рейтинга «X», который на него хотят навесить консерваторы. Подростки, занимающиеся страстным сексом, не слушающиеся родителей, принимающие наркотики и совершающие как убийство, так и самоубийство - это определенно плохая «ролевая модель», вовлеченная в высокорискованное поведение!
Язык поэта - это язык любовника. Он не останавливается, прославляя царство чувств, чтобы прикинуть, является ли его «контент» «соответствующим возрасту». Совсем наоборот. Вот вам Йейтс:
О любовь - хитрая штука,
Никто не мудр настолько,
Чтобы разведать всё, что есть в ней,
Ибо он думал бы о любви,
Пока звезды не убежали бы [с небес]
И тени не съели бы луну.
Ах, пенни, бурый пенни, бурый пенни,
Нельзя это слишком рано начать.
["Brown Penny" by William Butler Yeats в (малохудожественном) переводе вашего переводчика, то бишь меня :) - leshsh]
Далее: Глава 9